Поиск пути
Практика ТМ
Выход в «чистое сознание»
Последствия выхода в «чистое сознание»
Развитие души
Принятие обстоятельств жизни
Концентрация на главном
Сойти с пьедестала
Самое интересное в этом мире, на мой взгляд, – это исследование самого человека. Наконец-то, выйдя на пенсию, я смог полностью заняться своим любимым делом. Уже длительное время меня интересовали психология, психотерапия, проблемы душевного и физического здоровья, энергетика человека, методы самосовершенствования и гармоничного развития личности.
Весной 1990-го года в Москве открылись курсы трансцендентальной медитации (ТМ). Курсы проводили американские преподаватели. Занятия вызывали жгучий интерес. Духовный голод, накопившийся вследствие почти полного отсутствия эзотерической и религиозной литературы, требовал удовлетворения. Страстно хотелось осознать, что скрывается за термином «чистое сознание».
Недостаток эзотерических знаний, в данном случае, лишь пошел на пользу. Свобода от устоявшихся шаблонов и отсутствие предвзятости способствовали полной концентрации на занятиях и подогревали энтузиазм, необходимый для практических занятий.
Разумеется, нам не было известно, что ТМ не самый эффективный метод достижения высоких состояний. Развиваясь таким методом, неподготовленный человек перескакивает ряд необходимых этапов духовного развития. До занятий ТМ подсознание уже должно быть в достаточной степени очищено от обид, претензий и эгоистических желаний, накопленных за годы жизни. Мировоззрение уже должно соответствовать гармоничному взаимодействию с окружающей действительностью. Гордыня и эго должны были уже сдать свои позиции не только в мыслях, но и в глубинах подсознания. Тело должно уметь расслабляться, а интуиция должна быть достаточно развитой.
Иначе, либо тело своими сигналами о дискомфорте и напряжении, либо спонтанно возникающие эмоции и мысли, либо сопротивление эго, не позволят достичь состояния полного внутреннего безмолвия. А это состояние необходимо для проявления «чистого сознания», независящего от деятельности физического мозга. Не удивительно, что практика ТМ в абсолютном большинстве случаев сводится только к релаксации тела и сознания.
Попытка же подвижника достичь внутреннего безмолвия волевыми усилиями, не имея должной внутренней подготовки, может дорого обойтись для его психики.
Всего этого мы не знали и после пяти дней учебы приступили к самостоятельной практике.
На время занятия вы отключаете телефон, будильник и все, что может вас отвлечь. Утром до завтрака и вечером до ужина вы уединяетесь и садитесь на стул. Можете прислониться к спинке стула, однако сохраняете спину прямой, а головой не прикасаетесь к чему-либо. Убедитесь, что вам удобно и что вам ничто не мешает. Расслабляете напряженные участки тела. Чем меньше ваше тело будет отвлекать ваше внимание, тем лучше.
Закрываете глаза. Сосредотачиваетесь на своем внутреннем состоянии. Все внешнее, все заботы оставляете в стороне. Однако посторонние образы и мысли пока еще заполняют голову. Настраиваетесь не обращать внимания на приходящие мысли, не принимать их всерьез и не бороться с ними.
Когда вы идете по улице, то часто не замечаете прохожих, если не останавливаете на них внимание. Примерно вот так и относитесь к мыслям, как к прохожим, не обращая на них внимание.
Какое внутреннее состояние вам желательно иметь? Желательно, чтобы покой постепенно заполнил голову, чтобы исчезли мысли и образы, и возникло состояние транса, близкое к состоянию безмолвия. Но чтобы при этом сохранялся контроль над своим состоянием.
Какими путями метод ТМ предлагает достичь желаемого состояния? Средством от полного засыпания и сохранения контроля над своим состоянием служит удержание осанки тела. Спина и шея во время занятия должны оставаться прямыми. А ослаблять посторонние образы и мысли следует, периодически прерывая их потоки путем обращения к специальному «слову» – прерывателю мыслей.
Поясним этот метод на житейском примере. Представим, что в некоей аудитории слушается лекция. Некто из присутствующих на лекции, не слушая лектора, часто прерывает его своими репликами. Лектор постоянно теряет нить рассказа, и лекция может быть сорвана.
Примерно таким же способом вы поступаете в ТМ с потоком мыслей. Не обращая внимания на содержание мыслей, вы периодически легко концентрируетесь на «слове» – прерывателе мыслей. Оставшись без внимания, поток мыслей прерывается. Когда же мысли возникают вновь, вы снова и снова легко переключаете свое внимание на «слово». Постепенно образы уходят, а мысли затихают. Вместе с ними начинает затихать и «слово».
Что это за «слово»? Это слово, на котором легко остановить внимание, но которое не вызывает свой поток мыслей или образов.
В ТМ используется ритуал, после которого преподаватель, оставшись с вами наедине, тихо говорит вам незнакомое санскритское «слово», предупреждая, чтобы вы сохранили его в тайне. На самом деле это же «слово» дается и остальным слушателям. Таинственность ритуала прибавляет доверия к «слову» и помогает его эффективному использованию в процессе практических занятий.
Со временем мне захотелось заменить незнакомое «слово», данное преподавателем, на слово, более близкое моему внутреннему состоянию. Я остановился на слове «Господь».
Вернемся к описанию хода занятия. Обращение к «слову» вы не подгоняете под какой-либо ритм и не привязываете его к вашему дыханию. Если поток мыслей и образов прерывается, это означает, что все идет правильно. Все должно идти само собой. Не нужно трудиться и напрягаться. Не следует пытаться ослабить звучание мыслей или «слова». Всему свое время.
Постепенно мысли, оставшиеся без внимания, и само «слово» затихают и становятся все тише и тише…. Все идет легко и свободно…. Все тише…, тише…, легко…, легко….
Если вас сильно тянет в сон, отдохните. Легкость и простота – основные признаки правильного хода занятия.
Через двадцать минут после начала занятия, постепенно выходите из медитативного состояния. После того, как сознание станет ясным, открываете глаза. Очередное занятие закончено.
Вот уже третий месяц я с большим желанием и надеждой регулярно занимаюсь практикой ТМ. Во время занятия теряется ощущение тела. Сказались прежние увлечения релаксационной тренировкой и упражнениями хатха-йоги. Мысли легко прерываются обращением внимания к «слову». Образы и картины не возникали перед внутренним взором уже с первого занятия. Становится привычным осознанное состояние транса.
Однажды захотелось продлить медитацию до тридцати минут. Состояние транса стало все более углубляться. Мысли стали очень слабыми и отрывочными. Появились периоды без мыслей. Обращение к «слову» исчезло. В какой-то момент едва различимая мысль подсказала, что я сейчас исчезну и сам. Пусть это случиться. Я доверился провидению. Ощущаю, что куда-то падаю и исчезаю… Личность, способная что-либо осознавать, исчезла. Вместо прежнего сознания возникло яркое матово-белое пространство, заполненное вибрациями любви и гармонии. И сохранялось в этом пространстве ощущение «я есть».
Благодатное состояние! Благодатное ощущение! И больше ничего! Нет существа, которое могло бы анализировать, оценивать, осознавать свое состояние, что-то предпринимать…. Нет глаз, которых мог бы слепить яркий свет. Нет ощущения времени. Нет деления на добро и зло, на мужское и женское…. Только свет, благодатная вибрация любви и гармонии…. Здесь и сейчас…. И еще, «я есть»…. И ничего больше!
Осмысление пребывания в «чистом сознании» приходит лишь после возвращения в обычное состояние. Все ощущения измененного состояния сознания остаются в памяти, сохраняя свою яркость и силу. Приходит потрясение! Что же это было со мной? Это было «чистое сознание» или нет? Кто мне все это объяснит?
Объяснение пришло несколькими годами позже. Электроэнцефалограмма, снимаемая у лиц, занимающихся медитацией, показала, что амплитуда и частота волновых процессов в головном мозге постепенно все более и более снижаются. В редких случаях энцефалограмма становится прямой линией. Волновые процессы полностью затухают. Мозг перестает принимать и обрабатывать сигналы от органов чувств. Обычное сознание человека исчезает и не мешает проявиться «чистому сознанию», независящему от работы физического головного мозга.
«Чистое сознание» – это сознание, реализуемое в духовном тонком теле. Оно проявится, если тонкое тело имеет достаточное для проявления сознания развитие. В обычной жизни признаками развития духовного тонкого тела, достаточного для проявления сознания, служат наличие развитой совести и жертвенности, благодаря которым общечеловеческое более значимо, чем частное, личное. А так же такие качества, как правдивость, добросовестность, сильное и устойчивое стремление к духовному развитию.
Вернувшись в свое обычное состояние и придя в себя, я почувствовал зуд и увидел на руках и ногах красные зудящие пятна. Вот оно что! Оказывается мое тело еще не готово воспринимать высокие энергии! Интуитивно почувствовал, что необходима мышечная нагрузка и стал делать приседания. Через минуту пятна на теле исчезли.
Разумеется, следующее занятие ТМ длилось не более двадцати минут. Стоит ли испытывать состояние, которое я не могу объяснить?
Однако какое это было удивительное состояние! Желание испытать его снова, пересилило, и очередная медитация продлилась дольше обычного. И все повторилось в точности так же, как и в первый раз! И с теми же последствиями. Единственное отличие – заметил время после возвращение в обычное состояние. Оказалось, что пребывание в «чистом сознании» длилось более тридцати минут. И еще раз убедился в том, что мое тело не готово к встрече с энергиями «чистого сознания».
В результате этого понимания возникло сопротивление приходу высоких энергий. Это сопротивление стало мешать очередным занятиям ТМ. К концу занятия некая сильная энергия, пытаясь проникнуть в клетки тела, сдавливала голову, словно обручем, и сильно давила на глаза.
Осознав со временем, что надо довериться Высшему Началу, в существовании которого уже не было сомнений, я перестал сопротивляться, и давление энергии на тело прекратилось.
Занятия ТМ становились все комфортнее и приятнее. Все чаще и сильнее стала проявлять себя новая энергия. Голова, а затем и грудь во время занятия заполнялись мягким, сумеречным, не сильным светом, приносящим с собой счастливый покой и ощущение благодати. Как приятны эти ощущения! Состояние душевного подъема сохранялось и после занятия. Тело наполнено энергией. Походка легкая. Домашние дела выполняются играючи. В сердце желание добра всему и всем. Полностью исчез страх смерти.
Такое радостное состояние продолжалось в течение трех счастливых лет.
Выше упоминалось о том, что успех занятий ТМ зависит от готовности души. Каким образом развитие души происходило в нашем случае? Что такое душа, как ее развивать и, вообще, следует ли этим заниматься – нет, подобные вопросы в ту пору не возникали. Сами жизненные ситуации создавали такие условия, что приходилось менять свои взгляды и свой характер. Как оказалась, это и была работа по развитию души. В результате улучшалось здоровье и качество жизни, менялась в лучшую сторону судьба.
Рассмотрим три примера таких значимых жизненных ситуаций.
Далекий 1947-й год. Уже пятый год тянется моя служба в армии. Как все надоело! Нет никакой ясности, когда нас демобилизуют. Как хочется учиться! Моя мечта поступить в университет, сбудется ли когда-нибудь? Я ушел в армию из девятого класса. В то время это было необходимо, шла война. Но сейчас-то зачем держат многомиллионную армию? Как хочется отдохнуть от физических и душевных тягот, от грубого подавления личности. Хочется сменить круг общения. Мои нервы на пределе. Правильнее сказать, нервная система почти разрушена. Для меня это может плохо закончиться.
Стоп! Остановись и хорошо подумай о том, что надо предпринять. Рано или поздно тебя демобилизуют. Если твое здоровье будет разрушено, мечты твои рухнут. Кого станешь в этом винить? Здоровье надо поправить именно здесь, в армии. Как это сделать? Тебя раздражают обстоятельства, изменить которые не в твоих силах. Ты страдаешь потому, что жизнь не такая, какой тебе хочется. Что толку от твоих страданий? Мир такой, какой он есть. Кто ты такой, чтобы ради тебя изменялись другие люди, изменились армия и государство. Если бы ты родился в средние века, могло бы быть еще хуже.
Даже если ты исчезнешь, мир вокруг останется прежним. Все так же будет всходить солнце, будут расти деревья, петь птички, а люди будут заниматься своими делами. Тебе следует изменить свое отношение ко всему, что тебя окружает, к тому, что изменить не в твоих силах.
Прими жизнь такой, какова она есть. Это не означает, что ты сломался, или, что тебе все нравится. Это означает, что ты не должен терять здоровье из-за того, что мир не такой, как тебе хочется. Ты в этом мире в гостях и соблюдай его правила. Армия по своей сути не может быть и не должна быть демократичной.
Прими людей такими, какие они есть. Уважай их право на их собственное место в жизни. Каждый человек имеет свою судьбу, получил свое воспитание и развитие и не тебе судить о том, почему и для каких целей он живет на этом свете.
Прими и себя таким, какой ты есть. Тогда сможешь спокойно разглядеть свои недостатки и решить, что с ними делать. Твой главный недостаток – ты не вписываешься в современную жизнь.
Мне удалось остро и глубоко почувствовать необходимость принятия всего и вся. Но как закрепить в себе это состояние? Я написал на клочке бумаги три ключевые фразы, содержащие принятие жизни, людей и себя. Чтение этих фраз должно мне помогать вспоминать и восстанавливать нужное состояние.
Теперь каждое утро я находил хотя бы пять минут, внутренне уединялся, читал фразы и восстанавливал состояние принятия всего и вся. И каждый вечер делал то же самое и подводил итоги. И каждый раз убеждался, что ничего в моей жизни не меняется. Все мои реакции на жизнь остаются прежними. Но я твердо знал, что другого пути, как продолжать упражнения, у меня нет. Было лишь два случая, когда пришлось пропустить утреннюю настройку. Не зная механизма самовнушения, не понимая роли подсознания в формировании характера человека, я интуитивно с верой и надеждой упорно продолжал выполнять свои упражнения.
Наступило то счастливое утро, когда, прочитав свою записку, я рассмеялся. Нужное состояние уже стало моей сутью, моей чертой характера. Условия жизни стали терпимыми, люди интересными и хорошими, здоровье быстро восстановилось.
Как-то случайно подслушал спор сослуживцев о том, кто в полку самый спокойный. Назвали меня.
Еще раз пришлось менять свои привычки после окончания первого курса института. Хотя экзамены и были сданы успешно, хроническая усталость мешала наслаждаться учебой.
В нашей комнате общежития поселили одиннадцать человек. Шум, гам, смех продолжались до часу ночи. Утром, не выспавшись, плохо усваивал лекции. После лекций – кипучая общественная жизнь: стенгазеты, помощь отстающим…. Жизнь бьет ключом, но что-то идет не так. Много энергии тратится впустую и ради чего? Ради самоутверждения? А нужно ли растрачивать себя ради этого?
В начале второго курса, пересмотрев систему ценностей, я изменил свое поведение. Все та же комната в общежитии и те же одиннадцать ее жильцов. Все те же шум, гам и смех. Но в 22 часа я ложился спать и засыпал сном праведника. Утром, выспавшись, сделав зарядку, с желанием шел на занятия. Лекции слушал активно, даром время не терял. Общественную деятельность сократил. После занятий отдыхал. Затем быстро и легко выполнял домашнее задание. В оставшееся время помогал другим, но не делал за них их работу, как бывало раньше.
Второй курс закончил досрочно и перешел на третий курс, но уже в университет, о котором всегда мечтал. Там за семестр успешно сдал всю задолженность за первые два курса, зимнюю сессию и вошел в обычный ритм учебы.
Таким образом, изменив систему ценностей и приоритетов, я снова изменил свою судьбу. Умение концентрироваться на главном, способствовало в последствии успехам в работе.
Но гораздо более важным и необходимым умение концентрироваться оказалось на пути духовного развития. Очень важно на этом пути не распылять свою энергию напрасно.
Прошло немало лет. Мне уже было за 50 лет, когда возник сильнейший дискомфорт в моей жизни. Разрешение ситуации потребовало самых больших и сознательных моих усилий. А результаты этих усилий оказались самыми важными на пути духовного развития.
Опишем конфликтную ситуацию, глядя на ее развитие со стороны.
На большом предприятии разрабатывалась важная для страны система. Многие вопросы приходилось решать впервые. Начальник одного из секторов был загружен работой до предела. Постоянно приходилось работать по 10 и 12 часов. Чувство долга и чувство ответственности у него были развиты выше разумных пределов. Интересы предприятия ставились выше интересов личных.
Начальник отдела, его непосредственный руководитель, был умен, обладал сильной волей и кипучей энергией. Он хорошо разбирался в психологии людей, и умело манипулировал своими подчиненными. Однако он не жаловал тех своих подчиненных, которые лично ему не были преданы. Периодически, остановив свой выбор на одном из них, его третировал. Почувствовав сопротивление начальника сектора, он решил разобраться и с ним.
Теперь он регулярно при людях стал кричать на начальника сектора, стараясь больнее задеть его самолюбие. Начальник сектора эти сцены воспринимал очень болезненно. Раньше на него никогда так не кричали. Иногда ему после работы приходилось бежать пару километров, чтобы сжечь энергию нестерпимой обиды. Появившиеся спазмы в груди стали повторяться все чаще. Дело могло закончиться потерей здоровья или даже катастрофой.
Начальнику сектора, которым, как вы догадываетесь, был я, необходимо было найти выход из создавшегося положения.
Понимая, что причины страданий следует искать в себе, я стал размышлять. Спрашиваю себя, почему ты страдаешь? Не потому ли, что унижают твое достоинство? Да, ты не заслуживаешь, чтобы на тебя кричали. Но кто кроме тебя самого может уменьшить твое достоинство, то, чего ты стоишь на самом деле? Страдает не твое достоинство, а страдает твоя гордыня. Тебе важно, что о тебе думают другие люди. Ты все еще в душе продолжаешь утверждаться среди других людей.
С гордыней следует расстаться. Легко сказать, но как это осуществить? Как добровольно сойти с пьедестала, где ты пытаешься удержаться?
Самое правильное – перестать защищать гордыню, перестать защищать свое эго. Почувствовать, что гордыни нет вообще и защищать уже нечего, Почувствовать себя свободным от желания защищать свое положение среди людей. Тогда твои страдания прекратятся, и тебе не о чем будет беспокоиться.
Приняв такое решение, я каждое утро стал настраиваться на спокойное и доброжелательное отношение ко всему и ко всем. Никакого соревнования с другими людьми! Никакого самоутверждения! Никакого желания защищать или подтверждать свою значимость! Никакого самолюбия! Но и никакого самоуничижения и никакого подобострастия! Мое эго не желает ни защищаться, ни нападать. Эго желает освободиться от влияния социума и это все, что оно хочет.
Теперь, встречая на работе молодого сотрудника, я доброжелательно здоровался с ним, не заботясь о том, кто это сделает первым. Входя в комнату и здороваясь со всеми, уже не замечал подсознательно реакции присутствующих. В компании сотрудников, когда кто-то старался выделиться за счет других, уже не чувствовал себя дискомфортно. Полностью перестал сопоставлять себя или сравнивать себя с другими людьми.
Теперь, слушая других, я их лучше понимал. Раньше мешало желание и самому казаться интересным. Теперь же я высказывался только тогда, когда чувствовал, что это нужно не мне, а собеседнику.
Зачем напрасно спорить? Зачем уподобляться баранам, столкнувшимися лбами на узкой тропинке? Достаточно спокойно высказать свои доводы и стараться понять доводы партнера. Главное не быть в плену у своего самолюбия, не защищать его.
И начальник отдела имеет право вести себя так, как считает нужным. Оставайся доброжелательным и пропускай мимо себя его крики. Посмотри, как искажается в гримасах его лицо. Разве это не смешно!
Я всюду уступал дорогу встречным людям, даже подросткам на лыжне. И это делал только из чувства доброжелательности.
Я и раньше убирал за собой все, что намусорил или наследил, но теперь более глубоко чувствовал, что кому-то после моих действий будет легче и приятнее жить.
На самом деле все эти качества вошли в мой характер не сразу. Понадобилось полгода ежедневно настраиваться на новый лад и постоянно практиковаться в этом.
Однажды даже возникло сомнение, что это я делаю с собой? А если об меня станут вытирать ноги? Но интуиция гнала прочь все сомнения.
Новые черты характера изменили мою судьбу. Начальник быстро оставил меня в покое. Но не это главное. Я приобрел удивительное состояние полной внутренней свободы и независимости от внешних обстоятельств и от поведения людей. Исчезли остатки претензий и к жизненным обстоятельствам, и к чертам характера окружающих меня людей, и к властям. Как легко, свободно и приятно стало жить!
Но самое важное приобретенное качество проявилось много позже. Во время занятий ТМ мое эго, потеряв привычку защищать себя, позволило моей личности исчезнуть и познать «чистое сознание». Гордыня и чувство самосохранения эго этого бы не допустили. Собственно, по этой причине гордыню и считают в религии самым большим грехом. Гордыня, защищая себя, закрывает путь духовного развития.
Спустя годы, встретив своего бывшего начальника, я искренне поблагодарил его за то, что он невольно способствовал моему развитию. Поистине ничего не происходит случайно!