Главная
Сойти с пьедестала
Нападение на эго
Тонкие миры
Расширение горизонта
О духовном знании
Куда и как идти









Расширение горизонта

Развитие уровней сознания
Предсознание
Подсознание
Сознание
Надсознание
Развитая душа человека
Подсвехсознание
Сверхсознание
Надсверхсознание
Развитый дух человека

Развитие уровней сознания  ^ 

  В каждом тонком теле человека реализуется свой, характерный для данного тонкого тела уровень сознания. Сознание проявляется явным образом лишь тогда, когда тонкое тело и его органы достигнут необходимой степени своего развития. Чем больше порядковый номер тонкого тела, тем с большей полнотой в тонком теле способно реализоваться божественное сознание, и тем более высокую ступень уровень сознания занимает на иерархической лестнице.
  Наименования уровней сознания, встречающиеся в различных источниках, приведены в таблице 3.
  

 Уровни сознания
1   Предсознание, (эфирное)
2   Подсознание, (эмоциональное, астральное)
3   Сознание, (ментальное)
4   Надсознание, (интуитивное, каузальное)
5   Подсверхсознание, (атманическое)
6  Сверхсознание, (брахманическое)
7   Надсверхсознание, (нирваническое)

               Таблица 3

 
  Порядковый номер в таблице соответствует порядковому номеру тонкого тела, в котором реализуется данное сознание. Далее по тексту используются различные наименования уровней сознания.
  Каждый переход на новый более высокий уровень сознания, сопровождается заметным, а на духовных уровнях весьма заметным, расширением мировоззренческого горизонта. Словно вы поднялись на новую высоту, и теперь можете охватить взглядом все пространство, где обитали до этого. Приходит понимание проблем, которые могли быть неразрешимыми на предыдущем уровне сознания. Частное видится на фоне общего. Элементы мозаики складываются в целостную картину. Одновременно снижается значимость деталей бытия, игравших важную роль прежде. Сознание приобретает еще одно, новое измерение в многомерном мироздании.
  Как развитие уровней сознания происходило в нашем случае? В течение первых пяти лет после завершения процесса восхождения кундалини, развился и стал доминировать новый для меня интуитивный уровень сознания (надсознание). В последующие пять лет, доминировал следующий уровень сознания – подсверхсознание. Наконец, уже почти четыре года доминирует новый уровень сознания – сверхсознание.
  Переход на новый уровень сознания происходил плавно, примерно в течение одного – двух лет. В этот период оба уровня сознания, новый и предыдущий, проявляли себя одновременно, постепенно замещая один другого.
  Доминирование нового уровня сознания не означает, что прежние, более низкие уровни сознания полностью исчезают. На новом уровне развития они занимают лишь подчиненное положение, перестают доминировать и проявляют себя только, когда этого требуют обстоятельства.
  Процесс развития тонких тел продолжается и в настоящее время и практически не зависит от моих стараний. Остается лишь наблюдать за изменениями в строении тонких тел и за развитием уровней сознания.
  Ниже для полноты картины приведены характеристики всех уровней сознания, а не только вновь появившихся.

Уровни развития души

Предсознание  ^ 

  Предсознание – это уровень сознания, который реализуется в эфирном теле человека. Эфирное тело тесно связано с физическим телом и наделяет его жизненной энергией и инстинктом выживания ради себя самого. Поиск и поглощение пищи – главное для этого уровня сознания. На уровне эфирного тела заканчивается развитие растений.

Подсознание  ^ 

  Во втором (эмоциональном) тонком теле реализуется сознание, еще не обладающее способностью самосознания. Это наше подсознание. В подсознании формируются наши желания и наши эмоции, направленные на выживание себя и своего потомства. На этом уровне заканчивается развитие сознания животных. Животные живут сегодняшним днем. Они не планируют будущее, не осознают себя и не знают своего предназначения. Совесть у животных отсутствует. У человека эмоции более развиты, а благодаря сознанию ментального тела, он их осознает.
  Главной чакрой эмоционального тела является вторая чакра. Как и в других тонких телах, в эмоциональном теле имеются семь основных чакр, и от степени их открытости в сильной степени зависит степень развития эмоционального сознания.
  Эмоциональное тело человека интенсивно развивается в детстве до периода половой зрелости. В детстве подсознание особенно легко запоминает значимые эмоциональные состояния. Переживаемые в детстве состояния страха, ненависти, зависти, обиды, горя, сильные неудовлетворенные желания и другие эмоции могут в последствии сыграть роль демонов и бесов, на которых любят сваливать все неприятности некоторые люди. С другой стороны подсознание детей, грамотно воспитываемых любящими, заботливыми родителями, запоминает и эти состояния.
  В результате влияния жизненных условий и влияния окружения в подсознании формируются те или иные черты характера, хорошие и плохие привычки. Доверие или недоверие к жизни, отношение к себе, отношение к людям и другие реакции постепенно заполняют подсознание. Могут сформироваться также различные комплексы и фобии.
  Если человек в своем развитии остановился на эмоциональном уровне, это сознание остается доминирующим на протяжении жизни. Поведением такого человека управляет «ум желаний», зависящий от содержания подсознания. Главное в жизни такого человека это любовь, как инстинкт продолжения рода, и секс. Многие поступки эмоциональным человеком совершаются вопреки его рассудку. Слова апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю», относятся к влиянию подсознания.
  В религиозных проявлениях эмоциональные люди, если основные чакры выше второй не активны, являются по существу язычниками. Посещая церковь, они уделяют основное внимание обрядам, ритуалам, поклонению иконам – то, что называется обрядоверием. Это их уровень и не стоит их за это осуждать.
  Не только в религии, но и в жизни эмоциональные люди склонны сотворить себе кумира и поклоняться ему. Многие слышали о людях, фанатично обожающих знаменитых артистов, поэтов или других известных людей. Бывали случаи, когда такие поклонники заканчивали жизнь самоубийством, после смерти своего кумира.
  Если в эмоциональном теле активны основные чакры выше второй чакры, эмоциональный человек может обладать оккультными способностями. Могут быть выходы из физического тела в астральный мир. Могут возникать контакты с существами астрального мира. Человека могут посещать высокие духовные видения. Однако, духовность эмоционального сознания далеко не равноценна истинному духовному сознанию, которое реализуется в развитых духовных тонких телах человека.
  Развитое эмоциональное сознание имеют многие артисты. Нам известны также и интриги, которые плетутся в творческих коллективах.
  Подсознание и предсознание заключают в себе огромный опыт эволюционного развития человека и играют очень важную роль в его жизни. Работа по изменению содержимого подсознания составляет важную часть духовной практики.

Сознание  ^ 

  В ментальном теле человека реализуется сознание, способное осознавать себя, анализировать, логически рассуждать, принимать решения, сомневаться, иронизировать, понимать юмор… В качестве инструмента ментальное сознание использует головной мозг человека, и не только его физическое тело, но и тонкие тела головного мозга.
  Главной чакрой ментального тела является его третья чакра, позволяющая осуществлять связь с ментальным планом мироздания. Ментальное сознание человека должно активно развиваться в отроческие годы после достижения половой зрелости. Подросток, бывший до этого послушным, становится неуправляемым, жестким, активно отстаивающим свою независимость. Возникает склонность к вандализму. Если человек останавливается на этой стадии развитии, ментальное сознание остается доминирующим на протяжении всей жизни. Если основные чакры выше третьей чакры в ментальном теле не открыты, человек остается под властью животных инстинктов и у него отсутствует развитая совесть. Борьба за выживание себя, своего потомства, своего клана, организации, церкви, государства, если от этого зависит собственное благополучие, определяет характер поведения человека. Даже если такой человек и исповедует этические принципы поведения, это является следствием воспитания, а не развитого нравственного начала.
  Ментальный человек стремится возвыситься над другими людьми, самоутвердиться, укрепить свое эго, расширить свою территорию. Для него характерны такие качества, как самость, холодность, жесткость и даже жестокость, деловой напор, забота о своей свободе и пренебрежение свободой других людей, желание власти и могущества. Ментальный человек, по своей сути является высшим животным, далеким от ощущения Бога или Высшего Начала. Человек стремится к накоплению богатства и завидует другим людям, более успешным. Пусть общий уровень жизни будет не слишком высок, главное, чтобы у него он был выше, чем у других. Тогда он чувствует себя более комфортно.
  Соперничество, зависть, борьба за выживание могут вести к преступлениям, а в масштабе государства – к войнам гражданским и захватническим. Ментальное сознание лежит в основе идеологии и преступлений фашизма и тоталитаризма. На все преступления ментальное сознание находит свои оправдания.
  Люди ментального склада ума составляют основной контингент людей, не верящих в Бога или в Высшее Начало. Не имея собственного религиозного опыта, они не верят, что такой опыт имеет кто-то другой. Им необходимы доказательства существования Бога. Если ментальные люди вырастают и воспитываются в религиозной среде, они верят в Бога фанатично, хотя и не имеют религиозного сознания. Такой верующий убежден, что Бог есть, хотя сам продолжает жить так, как будто Бога нет,
  Служители церкви с ментальным сознанием становятся жесткими проповедниками. Они догматично и прямолинейно воспринимают тексты священного писания. Людей они подразделяют на друзей и на врагов, а сверхчувственный мир – на божественный мир и на дьявольский мир. Такие служители регулярно исповедуются и причащаются, но святыми не становятся.
  Ментальная религиозность породила фарисейство, крестовые походы, инквизицию. В наше время именно преобладание ментальности разделяет церковь на соперничающие, и даже враждующие конфессии.
  Свобода воли в наибольшей степени представлена на уровне ментального сознания, ибо без содействия самого человека трудно преодолеть рубеж между животным и духовным человеком.
  Открытие сердечной и духовных чакр ментального тела существенно развивает ментальное сознание, расширяет его кругозор и обогащает сознание нравственным началом и духовностью. Многие богословские, теософские и философские труды появились в результате такого развития. Однако понимание и ощущение религиозного сознания еще не является самим религиозным сознанием.
  Стремление ментального сознания все охватить и понять способствует развитию науки и техники, способствует развитию цивилизации.
  Душевные страдания, проблемы со здоровьем, полоса неудач в жизни ментального человека, могут быть признаками чрезмерной сосредоточенности на ментальных усилиях, что препятствует уже назревшему развитию следующего уровня сознания.

Надсознание  ^ 

  В четвертом (интуитивном) тонком теле реализуется уровень сознания, называемый надсонанием, или интуитивным сознанием.
  Выше уже упоминалось, что после завершения процесса подъема кундалини, во мне обнаружилось помимо ментального сознания присутствие еще одного уровня сознания, понимающего, знающего, но не размышляющего. Постепенно новое сознание стало доминирующим, а прежнее ментальное сознание, хотя и сохранилось, стало играть подчиненную роль. Появилось ощущение причастности к сознанию огромного организма, каким является все человечество и, вообще, все живое на земле.
  Стали своими нужды и желания этого организма, и появилась инстинктивная потребность заботы о его благополучии и выживании. Чувством, соединяющим, как гравитация, все живое в единый организм, стало чувство сердечной любви ко всем живым существам и к самому проявлению жизни. Это и любовь к себе, как к частице живой природы, и глубокая благодарность к Творцу, создавшему этот мир, и искреннее смирение перед величием мироздания.
  Сердечная любовь качественно отличается от любви эмоциональной. Эмоциональная любовь объединяет двух людей, Она требовательная, ревнивая, желает иметь объект обожания в своей собственности и ради этого способна даже пойти на преступление.
  Любовь сердечная – не громкая, но такая широкая, спокойная и очень теплая. Любовь, которая все понимает и все принимает, сострадает всему живому. Любовь бескорыстная, не навязывающая себя и не требующая ничего взамен за свое участие и помощь другим людям. Великой наградой является само присутствие постоянного чувства любви, как состояния души, не зависящее от внешних условий. Это жизнь согласно заповеди «возлюби ближнего твоего, как себя самого».
  Нет больше чувства одиночества, нет чувства ненужности, а есть знание той цели, ради которой живешь. То понимание и те знания, которые раньше воспринимались как интуитивное озарение, позволяющее вдруг увидеть решение проблемы, стало повседневным раскрывшимся сознанием. Похоже, что интуитивное сознание является частью сознания человечества, как единого организма, и имеет доступ к общечеловеческому опыту и знаниям.
  От постоянной активности сердечной чакры и двух малых чакр, расположенных слева и с права от нее, вся область груди заполнена теплом иногда переходящим в приятный жар. Сердце чутко отзывается на созвучные вибрации. Искренняя любовь, встреченная при чтении книги, или увиденная в кино, или наблюдаемая в жизни, вызывает такое сильное переполнение ответного чувства любви в сердце, что глаза наполняются нахлынувшими слезами. Остается лишь прикрыть руками лицо, чтобы не смущать собеседников. Так же сильно сердце отзывается на красоты природы и на сердечные мелодии.
  Эти ощущения не связаны с эмоциональной экзальтацией. По-видимому, именно это состояние души в религии именуют даром плача.
  Стали очень красочными и очень реальными сны. Легко выполняется желание летать во сне. После просыпания с трудом верится, что это был только сон. Настолько все было сознательно, управляемо и реально. На самом деле это и была реальная жизнь в удивительном астральном мире, на его высших подпланах.
  Когда же в медитативном, молитвенном молчании предстаешь пред Высшим Началом, которое не где-то вдалеке, а в тебе, в самом твоем сердце, все существо твое становится одной любовью, одной благодарностью, неизъяснимым ощущением Его присутствия в тебе.
  Но сердце отзывается и болью, когда просто так ломают ветки деревьев, ради азарта ловят рыбок или охотятся на животных.
  Какими далекими и незначительными стали прежние житейские радости и удовольствия. Какими ограниченными стали глубокомысленные атеистические рассуждения.
  Интуитивное сознание освобождает человека от многих, мешающих духовному развитию, условностей, установленных людьми. Это сознание принимает жизнь и людей таковыми, каковы они есть. Ничего и никого не осуждает, потому что понимает глубинные причины поведения людей и, сострадая, всегда готово помогать другим людям, но только тем, кто эту помощь готов и может принять, и только так, чтобы помощь помогла их развитию. Интуитивное сознание побеждает животное начало в человеке.
  Интуитивное тонкое тело и его сознание сохраняются и после смерти физического тела. В этом и заключается, на наш взгляд, основной этап процесса, который в религии именуется спасением души человека.
  Встречаются и служители церкви, верящие в Бога раскрытым сердцем. Не могу не привести, хотя бы в сокращенном виде, два отрывка из небольшой книжки воспоминаний архимандрита Спиридона «Из виденного и пережитого». Книга была издана в 1993 году по материалам, опубликованным в журнале «Христианская мысль», 1917, №№ 2 – 10.
  «Этот арестант был русский сектант… – Дорогой батюшка, – сквозь слезы промолвил сектант, – почему это нам так не говорят священники?… Я не раз вас слышал и не раз видел ваше отношение к арестантам… Для вас все одинаковы и ко всем вы, как родной, наш общий брат, относитесь».
  «Этот мулла, как он рассказывал мне, был послан на каторгу за какой-то бунт в Ферганской области. Удивительный этот мулла! Сколько в нем доброты, духовности и необыкновенной кротости… Я до глубины души был очарован им…
  Когда же вышел мулла из каторги и явился ко мне в Читу, то, свидетель Бог, я его встретил, как своего родного отца, и мы в это время один другому бросились на шею, орошая, один другого горячими слезами. Бывало, когда он приходил ко мне один на квартиру, мы только лишь один на другого смотрели и вместе с ним плакали…
  Дивный этот мулла, его лицо, его движения, его взор свидетельствовали, что он воистину был великий молитвенник Божий!»
  Такие слова мог сказать, и такие чувства мог испытать только человек, для которого евангельские заповеди – суть само дыхание, сама жизнь. Какую радость, какое счастье испытывает такой человек, встретив себе подобного и не важно, какой дорогой тот пришел к Богу. Бог один.
  Слезы, вызванные переполнением души энергией сердечной любви, не имеют отношения к эмоциональным слезам чувствительного, сентиментального человека. Их не следует отождествлять. Также не следует отождествлять чувство сострадания, присущее сердечной любви, с чувством сострадания и жалости на эмоциональном уровне.
  Осталось привести слова Серафима Саровского: «Если внутреннему опыту сопутствует свет ума, теплота сердца, радость, чувство глубокого смирения и благодарности, можно думать, что этот опыт от Бога».
  Еще одно высказывание нашего современника, индийского святого Саи Бабы: «Существует только один язык – язык сердца. Существует только одна религия – религия любви. Уважайте различия в вере и признавайте все верования до тех пор, пока они не уничтожают пламя единства».
  Представляю, как это неприятно читать фарисеям и догматикам.
  В обществе людей далекого будущего, в представителях которого будет преобладать интуитивное сознание, естественным образом реализуется принцип: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Потребности людей станут больше духовными, чем материальными. Попытка же загнать общество ментальных людей в светлое будущее – чистая утопия.
  Как мало на самом деле нужно для счастья в жизни человека. Крыша над головой, одежда от непогоды, скромная еда и состояние постоянной любви в сердце. И еще искренность, правдивость и сотрудничество между людьми.

Развитая душа человека  ^ 

  Перед описанием духовных уровней сознания, проведем некоторые обобщения, относящиеся к рассмотренным выше уровням сознания.
  Традиционно считается, что у человека имеется душа и дух. Такое представление оправдано, когда желают подчеркнуть качественное отличие структуры души от структуры духа. В структуре души имеется деление энергий на мужские и женские энергии, присутствуют добро и зло, а в структурах духа этого нет. Употребляются также такие выражения, как «душа страдает», или «душа радуется». Однако, подобные представления о душе не имеют отношения к бессмертной структуре человека, к его бессмертной душе.
  Поэтому, будем отличать термин «душа», употребляемый нами в традиционном значении, от термина «бессмертная душа».
  После смерти физического тела три тонких тела: эфирное, эмоциональное и ментальное, каждое в свое время, последовательно отделяются от тела бессмертной души и заканчивают свои жизни в своих тонких мирах. Таким образом, эго человека не вечно. Лишь значимая информация о жизни личности сохранится в теле бессмертной души.
  Что собой представляет тело бессмертной души человека? Тело бессмертной души человека, на наш взгляд, на определенной стадии своего развития включает в себя интуитивное тонкое тело и три духовных тонких тела, совместно с тонкими структурами, лежащими вне их измерений. Тело бессмертной души развивается, воплощаясь в физическое тело человека.
  Доминирование надсознания свидетельствует о том, что опасные моменты в развитии души, преодолены. Интуитивное сознание сохраняется и после смерти физического тела. В этом заключается, на наш взгляд, основной смысл понятия о спасении души. Не случайно в заповедях Иисуса приведены именно признаки развитого надсознания, достижение которых необходимо для вхождения в Царствие Небесное.
  После завершения развития всех семи тонких тел и реализации семи уровней сознания, уже все тонкие тела сохраняются в теле бессмертной души человека.
  Какие характерные качества души реализованы в этом случае? В развитой бессмертной душе подсознание, очищенное от страстей и от привязанности к мирскому, достигло состояния бесстрастия. Сознание отказалось от своеволия и гордыни и смиренно доверилось надсознанию. Надсознание полностью развилось и служит духовным уровням сознания. Эти качества души формируются у человека уже на стадии доминирования надсознания.
  Какие функции выполняют составляющие души на этой стадии по отношению друг к другу? Надсознание определяет стратегию духовного развития человека, сознание разрабатывает тактику развития, а подсознание обеспечивает реализацию принятых решений. Другими словами, надсознание знает стратегическую цель – единение души с Богом. Сознание организует жизнь и действия человека так, чтобы выполнялась поставленная цель. Подсознание наделяет принятые решения могучей энергией желания, помогающей осуществлению принятых решений.
  Это необходимая стадия развития, предшествующая развитию духовных тонких тел и духовных уровней сознания человека.

Уровни развития духа

Подсвехсознание  ^ 

  В пятом (первым духовном) тонком теле реализуется духовный уровень сознания, называемый подсверхсознанием.
  На всем протяжении времени, в течение которого доминировал интуитивный уровень сознания, продолжалось интенсивное развитие тонких тел. Относительно быстро увеличивались их размеры и проявлялись новые энергетические центры в их структурах.
  Однажды пришло осознание нового состояния, в котором уже нет двух уровней сознания, действующих одновременно. Осталось одно сознание, но новое, отличное от интуитивного.
  Исчезла необходимость думать, заботиться о дне насущном. Ментальное сознание практически перестало проявлять активность и выполняло лишь технические функции, а очищенное подсознание не проявляло себя мирскими желаниями. Пришло постоянное медитативно – молитвенное состояние, сохраняющееся при любых действиях и занятиях. Осталось само бытие. Все происходило само собой, шло своим чередом и шло наилучшим образом. Отпала необходимость о чем – либо заботиться. Было даже любопытно и смешно осознавать свою ментальную «глупость» и отказ от свободы воли в своих действиях. Это состояние «не от мира сего».
  Существенно расширился кругозор, изменился масштаб видения причин и следствий в судьбах людей. Стали видны тонкие различения правды и неправды при чтении эзотерической литературы.
  Вместо активного желания помогать людям в их поисках собственного счастья, возникло властное стремление служить Высшему Началу, выполнять его волю. Служение заключалось в заботе о развитии духовных ростков у тех людей, у которых они уже проявились. Это похоже на службу садовника, ухаживающего за цветами.
  Каждый человек проходит свою стадию развития тонких тел и, если духовные тела человека развиты еще недостаточно, духовная помощь им не будет востребована и не будет им принята. Такому человеку для решения его проблем нужны другие наставники.
  Ради чего же мое эго отказалось от себя, а целиком и полностью подчинилось новому уровню сознания? О! Какая удивительная радость вошла в жизнь! Какой благодатной эта радость оказалась! Пришли самые счастливые, ни с чем несравнимые годы жизни. Благодатная энергия, омывающая душу, приносила неизъяснимое ощущение покоя, счастья, радости и полноты жизни. И это ощущение не прерывалось ни днем, ни ночью. Это тонкое, возвышенное, благодатное состояние!
  Может быть, хоть немного, напомнят это состояние те ощущения, которые бывали в юности, когда, лежа среди душистых трав и полевых цветов, юноша смотрит на небо, на плывущие облака. Или ночью смотрит на далекие звезды и душа наполняется тишиной и покоем, а тихая сладкая радость волнует сердце.
  Энергия благодати – это главный стимул духовного развития человека. Душа человека, достигшая необходимой стадии развития, тянется, как растение к солнцу, к энергии благодати. А энергия благодати, в свою очередь, одухотворяет душу и тело человека, трансформирует клетки физического тела, помогая человеку приобретать божественное начало, взамен животного.
  Духовное тонкое тело не содержит противоположных энергий. Там нет деления на мужское и женское начало, нет деления на доброе и злое. Сознание духовного тела гармонично и благодатно по своей природе и не содержит внутренних противоречий.
  Следует отметить еще одно свойство подсверхсознания. Это состояние постоянной подсознательной осознанности своих действий, даже совершаемых автоматически. Если по старой привычке человек оставит где-то какую-нибудь вещь, будь то очки, ручка, или что-то другое, когда эта вещь понадобится, человек знает, где она лежит. Возможно, по этой причине буддисты тренируют состояние постоянной осознанности во всех своих действиях.
  Изменилось ощущение Бога. Теперь божественное присутствие ощущается рядом, непосредственно над тобой. Перевод внимания в область над головой в сильной степени усиливает медитативно – молитвенное состояние. Огромная любовь и благодарность к Высшему Началу в этом состоянии наполняет все существо человека. Высшее Начало вдохнуло жизнь в мертвую природу и позволило развиться такой маленькой капельке, как мое существо. Оно позволило этой капельке влиться в огромный океан сознания духовной Вселенной и позволило осознавать все проявления жизни и ощущать божественную благодатную энергию.
  Духовное сознание свободно от привязанности к чему-либо и свободно от каких-либо претензий на что-либо, или к кому-либо. Оно стремится быть в единении с Высшим Началом. Так малое дитя стремится к любящей и заботливой маме.
  Однако, развитие моих духовных тонких тел продолжалось в прежнем темпе. С развитием тонких тел развивались и уровни сознания. После пяти таких счастливых лет жизни проявилось сознание, реализуемое в шестом тонком теле.

Сверхсознание  ^ 

  Вот уже четыре года во мне доминирующим является сознание, реализуемое в шестом (втором духовном) тонком теле.
  В предыдущей главе приводилось описание тонких структур духовных тел (коконов, сферических центров, тонких пространств). Осязание этих структур осуществилось именно на этом этапе развития. Этот новый уровень духовного сознания называют сверхсознанием, или высшим менталом. В чем же проявляются его характерные особенности?
  Качественное отличие сверхсознания от подсверхсознания можно сопоставить с качественным отличием ментального сознания души от эмоционального сознания. Благодатное существование на уровне подсверхсознания сменилось спокойным, ясным, смиренномудрым восприятием бытия. Ощущение остатков собственного эго исчезло без каких-либо сожалений об его утрате.
  На предыдущем уровне сознания возникало ощущение себя как капельки, слившейся с огромным океаном сознания духовной Вселенной. Теперь же эта капля, в которой еще сохранялся намек на индивидуальность, растворилась в океане полностью, без остатка. Появилось ощущение причастности к некоторой, пока еще малой части Океана Божественного Сознания. Эта часть Океана Божественного Сознания и является сутью сверхсознания. По мере продолжающегося развития тонких тел и их структур, расширяется и доступная сверхсознанию человека область Океана Божественного Сознания.
  Сверхсознание – это восприятие гармоничных вибраций Вселенского Бытия, ощущение сознательного Вселенского существования. Сверхсознание не размышляет, не любопытствует. Там некому размышлять и некому проявлять любопытство. Мудрость сверхсознания заключается не в могучей способности анализа и синтеза, а в причастности к знаниям и мудрости Божественного Сознания. Ответы сверхсознания на вопросы, идущие с ментального уровня души, приходят сразу же, без намека на процесс размышления.
  Сверхсознание не только не подавляет более низкие уровни сознания, но, напротив, использует их, особенно ментальный уровень, в качестве инструментов своего влияния. Ментальное сознание даже несколько оживляет свою деятельность, ретранслируя духовные знания. Дух человека не вытравливает ощущение личности, присущее развитой душе, а утверждает общую духовную Сущность. Образовался единый, иерархически выстроенный ансамбль уровней сознания души и духа.
  Теперь по-особому душа ощущает, как прекрасна Вселенная, как мудро Она устроена, как оправдано все, что происходит на всех планах мироздания. Все заняло свои места. Видны взаимосвязи между причинами и следствиями. Стал понятен смысл человеческой жизни. Наконец-то душа вернулась в свой родной Дом к своему Отцу и была принята Им.
  Для сравнения духовных уровней сознания позволим себе привести следующую рискованную аналогию. Благодатный уровень духовного сознания – наше подсверхсознание представим как сознание духовной Сущности, проживающей детский период своего развития. Духовный ребенок живет счастливо и ощущает постоянное присутствие возле себя заботливого и любящего Родителя. Полностью Ему доверяет и всецело полагается на Него.
  Сознание духовной Сущности на уровне сверхсознания представим как сознание Духовной Сущности, проживающей подростковый период жизни. Подросток уже осознает свою духовную самостоятельность, наблюдает и познает Духовный Мир и знакомится с другими Сущностями, этот Мир населяющими. Он осознает, что впереди у Него жизнь взрослой Духовной Сущности.
  Сверхсознание пребывает в постоянном медитативном состоянии, но уже не в молитвенном, поскольку нет отдельного от Божественного Сознания индивидуума. Оно само часть Божественного Сознания. Оно малая часть огромного Целого. Вот это ощущение и становится настоящим религиозным чувством. На этом уровне понятны истоки и пути развития традиционных религий и верований.
  Большая роль в расширении духовного кругозора принадлежит появившейся способности посещать тонкие тела различных объектов и тел Сущностей на всех уровнях мироздания и ощущать их степень развития. В результате этого духовного опыта появилось предметное восприятие тонких миров и Ангелов – хранителей их населяющих.
  Гораздо более четко, чем на уровне подсверхсознания, сформировалось ощущение себя в качестве духовного наставника.
  Следует также обратить внимание на присущее сверхсознанию ощущение огромной энергетической мощи этого уровня мироздания. Эта энергия ощущается даже клетками физического тела, особенно клетками головного мозга. Становится особенно понятной необходимость предварительной трансформации клеток тела.
  Если прежде душа ощущала своими органами чувств физическое тело как дом, в котором она проживает, то теперь Дух своими органами чувств ощущает своим домом духовные тонкие тела. Духовное тело ощущается даже более явственно, чем тело физическое.
  Особенно явно независимость духа и души от физического тела проявляется в момент засыпания. Заснувший физический мозг перестает реагировать на внешние раздражители. Сознание же при переходе через момент засыпания не прерывается и полностью сохраняет свою ясность. Добавляется лишь ощущение появившейся легкости и свободы, а перед внутренним взором иногда в начальном периоде развития сверхсознания возникали яркие и красивые картины.

Надсверхсознание  ^ 

  В седьмом (третьем духовном) тонком теле реализуется духовный уровень сознания, называемый надсознанием, или нирваной.
  Хотя развитие сверхсознания еще не завершилось и надсверхсознание не является доминирующим, медитация на вибрациях седьмого тонкого тела уже позволяет осознать особенности надсверхсознания. Это само изначальное проявленное Божественное Сознание. Это безграничное, однородное, спокойное и благодатное состояние, наполненное тончайшими вибрациями вселенской гармонии и тихой вселенской любви. Это состояние нирваны, состояние полного, но благодатного забвения, состояние спокойных глубин Божественного Океана Сознания.
  Состояние нирваны не только не мешает проявлению более низких уровней сознания, но напротив, помогает им проявить себя, но только в нужном направлении. Напрашивается аналогия с одновременным функционированием интуитивного и ментального уровней сознания развитой души, но на качественно другом, вселенском уровне. Необходимо лишь, чтобы все уровни сознания прошли полный путь своего развития. Полностью развитая Сущность не исчезает как Личность. Она в состоянии реагировать и взаимодействовать со всеми планами мироздания.
  Почему же встречаются мнения, что при достижении нирваны, Личность растворяется в ней без остатка и исчезает? По-видимому, возможен вариант развития, когда весьма целеустремленный подвижник, используя специальные энергетические упражнения, сумеет войти в состояние нирваны. Он может исчезнуть как Личность, если другие духовные уровни сознания еще не завершили своего развития.

Развитый дух человека  ^ 

  В развитом Духе человека развиты все духовные уровни сознания – надсверхсознание, сверхсознание и подсверхсознание. Эти три уровня сознания вместе образуют триединое сознание Духа человека. Человека с развитым Духом и развитой душой в религии называют уподобившемуся Богу, или богочеловеком. После смерти физического тела богочеловек продолжит свое служение и свое дальнейшее развитие с уровня Ангела – хранителя.
  Какие основные функции, исполняемые ипостасями духа, следует отметить?
  Надсверхсознние включено в изначальное проявленное вселенское божественное сознание и определяет стратегическую направленность служения богочеловека. Ощущая единство и гармонию Сознательной Вселенной, надсверхсознание направляет служение богочеловека в интересах развития Вселенской Сущности, поскольку и сам богочеловек является клеточкой Вселенской Сущности. Предназначение богочеловека – одухотворять сотворенный физический мир, способствовать преобразованию и духовному развитию души человека, содействовать духовной эволюции человечества.
  Сверхсознание определяет тактику служения богочеловека. Используя доступный ему объем божественных знаний, сверхсознание знает, как богочеловек должен поступать, какие действия должен совершать на пути своего служения.
  Подсверхсознание, обладая удивительной энергией благодати, помогает осуществлять необходимые действия богочеловека. Энергия благодати, проникая в тонкие тела души духовно развивающегося человека и даже в его физическое тело, одухотворяет и преобразовывает их.
  Мощный поток энергии благодати, воздействующий на душу человека, если это событие происходит, называют сошествием Духа Святого.
  Уже на стадии своего духовного развития, богочеловек все более и более приближается в своем служении к деятельности Ангела – хранителя, заботящегося о выращивании в своих подопечных людях будущих Ангелов, разумных Сущностей мироздания.
  Вписавшись в иерархическую структуру духовных Сущностей, богочеловек своим служением и своими энергиями способствует также развитию вышестоящих духовных Сущностей и, тем самым, развитию и Вселенской Сущности.
  Отметим характерные черты взаимодействия ипостасей Духа с уровнями развитой души. Выше уже отмечалось, что надсознание, сознание и подсознание развитой души выполняют, соответственно, стратегическую, тактическую и исполнительную функции на уровне души.
  По причине сходства выполняемых функций, надсверхсознание Духа более активно использует и активизирует надсознание души. Ощущение Вселенной, как единого, сознательного организма дополняется и ощущением единства и гармонии всего живого.
  Сверхсознание Духа более активно использует ментальное сознание развитой души. Полнота знаний и мудрость сверхсознания осознается и претворяется в решения ментальным сознанием. Ментальное сознание при взаимодействии богочеловека с социумом, становится, образно говоря, переводчиком и преданным пресс – секретарем сверхсознания.
  Подсверхсознание Духа, в свою очередь, более активно использует подсознание развитой души. В очищенном от страстей подсознании возникает постоянное желание осуществлять действия, которые богочеловек выполняет на пути своего служения.
  Однако, нелишне напомнить и о принципиальных отличиях уровней Духа от уровней души, заключающиеся в широте кругозора уровней сознания Духа, в мощи их энергий и в отсутствии в ипостасях Духа внутренних противоречий.
  Рассмотрим вопрос о триединстве Духа. Каждая из трех ипостасей Духа имеет свое тонкое тело, сотканное из частиц – энергий соответствующего тонкого мира, и обладает своим специфическим уровнем сознания. Следовательно, Дух троичен.
  В то же время Дух един, поскольку только совместная деятельность ипостасей Духа реализует действенное сознание Духа, обладающее стратегической, тактической и исполнительской функциями. Каждая ипостась Духа, рассматриваемая изолированно, теряет свойства Сущности, имеющей семь тонких тел и созданной по образу и подобию Бога.
  Другое дело, когда мы рассматриваем Дух в процессе Его развития. В период доминирования подсверхсознания, когда сверхсознание еще явно не проявляет себя, можно условно говорить о развивающемся богочеловеке, как о младшей ипостаси Духа.
  Аналогично, в период доминирования сверхсознания, развивающегося богочеловека условно можно отождествлять со средней ипостасью Духа.
  Доминирование надсверхсознания означает, что процесс развития богочеловека завершился.
  За прошедшие годы сложилось устойчивое представление о том, что степень развития уровня сознания зависит от степени развития соответствующего тонкого тела. По-видимому, важную роль в реализации духовного сознания играют развившиеся структуры духовного тонкого тела, особенно его тонкий головной мозг. Чем больше размер духовного тонкого тела, тем выше его степень развития.
 
Hosted by uCoz
























© 2007 год, Иванов В.Ф.


 Дизайн
 Минкин А.М.
Hosted by uCoz